Техника безопасности в огненном шоу. Или на что обратить внимание в первую очередь.

Огненное шоу, фаер-шоу, fireshow, танец с огнем… у этого направления много названий, это красиво, это феерично, это завораживает и это… очень опасно.

Сегодня речь пойдет не о красоте и фееричности данного направления искусства, а о правилах техники безопасности. Прочитав эту статью, Вы, уважаемые и дорогие заказчики, сможете отделить «зерна от плевел» уже на стадии общения с представителем коллектива, который Вы хотите увидеть на своём мероприятии. И избежать многих проблем и неприятностей.

Итак, первое – если у Вас даже не поинтересовались размерами площадки, её покрытием, размещением зрителя относительно выступающих – можете смело отправлять подобные коллективы в пешее путешествие с эротическим уклоном. Любой уважающий себя и, в первую очередь, заказчика, руководитель выяснит эти важнейшие детали еще на первой стадии обсуждения заказа огненного шоу, попросит фото площадки, приедет на предварительный осмотр. Все это необходимо для того, чтобы обезопасить как выступающих, так и зрителей и, естественно, никакому хозяину кафе/ресторана не понравится вытоптанная или сожженная газонная трава во дворе. Это общие рекомендации, на что стоит обратить внимание при общении.

Далее по пунктам.

Огненное шоу – поинтересуйтесь, какое горючее будет использовать команда. Допускается керосин и жидкие парафины (в Украине, к сожалению недоступны), поэтому остается керосин… Авиационный, очищенный, но керосин. Если - бензин, солярка, уайт-спирит и т.п. - то смотреть рекомендацию в первом пункте, касательно путешествия))

Обратить внимание – стряхивается ли реквизит после замачивания перед тем, как он будет подожжен. В противном случае – летящие во все стороны огненные капли и брызги – обеспечены. Это конечно, добавляет фееричности, но значительно снижает уровень безопасности.

У выступающих должны быть заготовлены средства тушения – не обязательно огнетушители, достаточно влажной, плотной и несинтетической ткани. Реквизит должен быть аккуратным и качественно собранным, никаких торчащих ниток и хвостов из фитилей, никаких проволочек, скруток и заводных колец, которые имеют свойство от температуры разгибаться. В конце концов, есть примета – если реквизит летит в лицо заказчику – это не к добру.

Отдельное примечание, если выступающий коллектив использует огнеметы. Обязательно поинтересуйтесь – на газу ли они работают или на жидком топливе (бензин, смеси). Если жидкое топливо – опять же – в путешествие из первого пункта. Почему? Газ жидкий только в баллоне – при выходе из сопла огнемета он возвращается в газообразное состояние и горит хоть и внушительно, но не останется на какой-то поверхности лужей, которая будет продолжать долго и задорно полыхать. Ладно, если лужа на земле и горит безопасно. Хуже, если попадет на что-то или кого-то. (А напалм хорошо прилипает к детям (с)). Кроме всего прочего если в баллоне с жидким топливом упадет давление, то получится большой-большой "бадабум"...

Пиротехническое шоу – здесь обратите внимание на то, какую именно пиротехнику использует коллектив. Это должна быть профессиональная сценическая пиротехника «холодного горения», для улиц или же для помещений. Помните, что «холодная сценическая пиротехника» - она холодная относительно уличной, температура её горения составляет 700 градусов Цельсия (температура горения дерева, например, 300). Таким образом, площадка для работы с пиротехникой должна быть просторной, от 3*3 м.кв., если работает 1 – 2 человека и в зоне досягаемости искрового потока нежелательно наличие сухих деревьев, деревянных/пластиковых домиков и беседок.

Отдельно стоит поговорить о таком виде огненного шоу, как фаербризинг, или огненные выдохи. Здесь необходимо помнить, что данное направление фаер-шоу является самым опасным и плохо подготовленный «укротитель стихии» рискует, в лучшем случае, украсить шоу живым факелом в виде себя любимого, в худшем – травмировать и себя, и окружающих.

Одну из самых важных ролей играет правильный подбор горючего для выступления. В нашем коллективе, например, используются только жидкие парафины. Но в связи с трудностью доставки этого топлива другими командами Украины, в основном, используется очищенный керосин. Со стороны выступающего обратите внимание на то, как он работает, если бутылка с горючим постоянно в руке, лицо и подбородок не вытираются – жди беды. 80 % вероятности, что загорится, даже 85.

Со стороны зрителей – постарайтесь донести людям, что происходящее на площадке – очень опасно и не стоит подходить поближе с просьбой «дай попробую», ибо любой уважающий себя артист не даст свой рабочий инструмент или реквизит в чужие руки. А вот получить ожог или факелом в лоб можно) Ни в коем случае не стойте с подветренной стороны – может принести кусочек тепла идущего из самой души огнедышащего артиста. Подведем итоги – площадка (предварительный осмотр, как минимум по фото), качественный реквизит, правильное горючее, средства тушения, холодная пиротехника.

Резюмируя писанину выше, хочу сказать, что никто не застрахован от форс-мажоров, но, как минимум, Вы сможете задать правильные вопросы представителю команды и сделать выводы подойдет или не подойдет Вам та или иная команда.

ВАЖНО!!! В помещении огонь и пиротехника опасны! Ни один нормальный коллектив не возьмет на себя ответственность за безопасность огненно-пиротехнического шоу в помещении! Для помещений существует световое шоу!

P.S. Обратите внимание на руки артистов – ожоги на запястьях, да и на других частях тушек совсем не говорят о крутизне «укротителя стихии» , они, как правило, свидетельствуют о низком уровне подготовки артиста.

Всяческих удач и адеквата)

С любовью и уважением, коллектив арт-проекта «BerCanA» в лице руководителя Александра Мужикова и PR-менеджера Ольги Токий.